3D-риггер
3D-риггер – это специалист, который создаёт скелетную структуру для анимационных объектов в компьютерной графике. Риггеры превращают статичные 3D-модели в подвижные объекты, способные к анимации. Работа 3D-риггера критически важна для создания реалистичных движений персонажей в фильмах, играх и анимационных проектах.
Заработная плата
80 000 — 150 000 руб.
Место работы
3D-риггеры востребованы в различных индустриях, связанных с компьютерной графикой и анимацией. Основные места работы:
- Кинокомпании и студии анимации
- Студии разработки видеоигр
- Рекламные агентства и студии пост-продакшн
- Архитектурные бюро (для создания анимированных презентаций)
- VR/AR-разработчики
Многие специалисты работают удалённо, сотрудничая с международными компаниями.
Обязанности
Основные задачи 3D-риггера:
- Создание скелетных структур (риггинг) для анимации 3D-моделей
- Разработка систем для управления движением персонажей (скелеты, суставы, мышечные системы)
- Настройка деформаций модели для анимации (например, изгибы и растяжения конечностей)
- Тестирование ригов на анимационной пригодности и внесение правок
- Работа в тесной связке с аниматорами для создания плавных и реалистичных движений
- Настройка технических аспектов управления анимацией, таких как IK (инверсная кинематика)
Важные качества
Чтобы стать успешным 3D-риггером, важно обладать следующими качествами:
- Технические навыки: отличное знание специализированного ПО для риггинга (Maya, 3ds Max, Blender)
- Внимательность к деталям: для создания сложных и реалистичных систем движений
- Командная работа: способность эффективно взаимодействовать с моделлерами, аниматорами и программистами
- Креативное мышление: умение находить нестандартные решения для сложных задач анимации
- Упорство и терпение: процесс риггинга может требовать много времени и экспериментов
Стереотипы и юмор
Один из забавных стереотипов о риггерах заключается в том, что они «всегда недовольны» моделлерами и аниматорами, поскольку модели часто нуждаются в доработке для корректной анимации. В реальности риггеры понимают, что сотрудничество – ключ к успеху, хотя рабочие споры действительно возникают.
Также среди аниматоров шутят, что риггеры «волшебники», так как им удаётся оживить статичных персонажей и превратить их в «живые» существа.
Обучение
Чтобы стать 3D-риггером, можно получить высшее образование в области анимации, компьютерной графики или 3D-моделирования. В России многие вузы предлагают программы, связанные с 3D-анимацией и риггингом. Например:
- Высшая школа экономики (ВШЭ).
- Московский государственный институт культуры (МГИК).
- Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ).
- Московский политехнический университет (Московский Политех).
Также можно пройти специализированные курсы по 3D-риггингу, которые предлагают образовательные платформы, такие как Skillbox, GeekBrains, XYZ School, Scream School.